КАК ВСЕ УСПЕТЬ?
У меня, наверное, всегда так было – множество проектов
происходит одновременно. Для меня яркий пример – это мой последний курс в
магистратуре КНЕУ. День приблизительно выглядел так – первая половина дня на
практике в госучреждении – между обычными для практиканта заданиями «принеси,
подай, отксерь» нужно было еще успеть собрать материалы для дипломной
магистерской работы и успеть набрать пару страниц, после обеда – в другом конце
города – я читала пары по экономике студентам другого ВУЗа, в 10 вечера – бежала в общежитие, переодевалась
и с друзьями шли клеить агитплакаты в Соломенском районе города – как раз шли
очередные выборы. Клеили до 6 утра, час на отмывку от клея, час поспать, и
вновь по кругу. Я тогда я была уверена, что в Киеве все так живут.
Я потом еще
долго удивлялась, когда проводила собеседования, будучи уже директором компании,
когда приходили претенденты в 22 года не
имея за спиной даже месяца опыта работы. Хоть какой-то работы. На мой
удивленный вопрос, ответ был примерно такой – «все время посвящали учебе». У
меня даже мысль появлялась периодически, что это я к учебе несерьезно относилась.
Но красный диплом и рекомендация в аспирантуру ободряли меня – да нет, все нормально.
Уже гораздо позже, обучаясь у разных тренеров, читая умные
книги по личной эффективности, я поняла, что неосознанно использовала те самые
«инструменты высокоэффективных людей». Хочу поделиться ими и с вами.
Делайте работу сразу.
Есть такое понятие – двойная работа. Хотя у большинства – она по итогу
становится иногда и «пятикратной». Как это? Ну, например, к вам пришло письмо
на почту, вы его открыли, почти прочитали, практически обдумали, уже придумали, что на это письмо ответить и переходите к следующему – с мыслью
«отвечу потом». Что происходит далее – «потом» вы опять открываете это письмо,
заново его читаете, вспоминаете, что вы хотели ответить и, в лучшем случае –
отвечаете, в худшем – решаете отложить еще раз. Вот так одна и та же работа вместо
20 минут заняла у вас 2 раза по 20 минут. Любую работу, которая пришла к вам и
вы уже наполовину сделали – доделайте прямо сейчас – сэкономьте силы и время.
Доводите дела до
конца. Я это называю «завершать циклы». Очень много сил и внимания у нас забирают
незавершенные циклы. Например, сдать отчет – это цикл, позвонить маме – это
тоже цикл, отдать туфли в ремонт, подготовить презентацию… Наш разум
периодически прокручивает эти «файлы» в голове, чтобы ничего не забыть. И
вместо того, чтобы направлять нашу энергию на творчество, мы ее направляем на
удержание в голове этих «незавершенок». В этом случае есть два пути – или
завершить цикл – дописать этот злосчастный отчет, или «заархивировать» его –
выписав на бумагу. Я это называю – СПА для разума. Примерно раз в 5-6 дней
(начинала с одного раза в 2-3 месяца) в
потоке сознания – то есть «как приходит на ум» выписываю все циклы. Не
выставляя приоритеты, не оценивая степень важности – просто все, что всплывает
в голове. Из моих наблюдений, так как я не только сама это делаю регулярно, но
и практикую этот инструмент со своими студентами на тренингах – в среднем
выписывают 50-60 незавершенных циклов сразу, залпом. Потом уже притягивают «за
уши». Обычно, если не поленился и выписал максимально все циклы – наступает
ощущение легкости и радости. Потом – в этом приподнятом настроении уже стоит
оценить этот список на предмет приоритетов, необходимости и т.д. – то есть
строить планы.
Хорошо бы
определиться с целью в жизни. У каждого из нас есть свои способности, таланты.
У некоторых явные и различимые, например, талант рисовать или шить. А
некоторым, нужно его еще обнаружить. Для чего? Наши таланты, способности, черты
характера, особенности личности – это наши инструменты для реализации жизненной
цели. Посмотрев на инструменты, мы точно можем обычно сказать, для чего они
человеку даны. Например, талант – вдохновлять других людей, или заставлять дела
идти правильно, или делать просто случайных людей одной сильной командой. Да
сколько их таких «нестандартных» талантов. Определившись со своим личным
замыслом – то есть тем, что движет лично вас, почему вы поступаете так, а не иначе – хорошо бы прояснить свою цель –
на ближайшие лет 20, 30… Наличие понятной и вдохновляющей цели заставляет вас
быть более эффективными, экономить
время, быстрее двигаться и все успевать.
Это один из тех инструментов, о которых знают все, но применяют единицы.
А ведь настоящее знание – это просто уверенное применение данных.
Могу сказать, что когда я определилась с личностным замыслом
и точно сформулировала цель своей жизни – моя эффективность увеличилась в разы.
Я перестала распыляться на мелочи и отвлекающие дела. А времени пожалеть себя
или подепрессовать, чо все мы иногда любим – не осталось вообще.
Определите в своему
кругу людей, которые «пожирают» ваше время. И сократите с ними общение до
минимума. Одно дело – с любимой подругой вечерком под коньячок седьмой раз
обсудить одно и тоже – по собственному желанию. Совершенно другое, когда среди
рабочего дня врывается к вам телефонный звонок, или даже визит,
который несмотря на ваши мужественные попытки минимизировать и
рационализировать – нагло ворует у вас от 40 минут и более. Не включайтесь в
общение, которое вам сейчас не нужно. Если вы сами не научитесь ценить свое
время, то окружающие будут его использовать вместо вас.
Если цель ваша оказалась достаточно большой, и для ее
достижения нужно немало потрудиться (я уверена, что это так, иначе вы бы не
читали эту статью) – то рекомендую подумать какую часть своих сегодняшних
обязанностей вы можете поручить другим людям (умное слово – делегировать). Если
подойти к этому основательно, то окажется, что процентов 80% вашего времени
уходит на дела, которые спокойно могут сделать другие. Я очень благодарна
одному умному человеку, который когда-то мне сказал, что любой профессионал,
личный доход которого от 5000 долларов в месяц просто обязан иметь личного
помощника, а свыше 10 000 долларов – еще и личного водителя. И обосновал это с
точки зрения рентабельности и экономической целесообразности. Я, кстати, в свое
время не стала дожидаться этих планок по доходам - личный ассистент появился раньше. Нужно
быть готовым к тому, что первые два месяца (а может и больше) вы будете учиться
«пользоваться» личным помощником. Ведь по привычке – хочется все сделать
самому, да и это кажется быстрее, чем объяснять. Но толковый помощник –
постарается сам забрать у вас большую часть рутины и освободить время для
творчества. Я употребляю слово творчество – потому что даже написание плана
продаж – это творчество, не говоря уже о бухгалтерских отчетах J
А личный водитель, особенно в большом городе поможет вам
сэкономить время и нервы. Например, даже эту статью я пишу, находясь в
автомобиле и направляясь на очередную встречу. Сегодня – пассажирское кресло
легко превращается в мобильный офис – благо, телефонная связь, интернет,
ноутбук – все под рукой. Хорошо перед встречей подумать о целях, которых вы
хотите достичь во время переговоров, а не о том, куда бы в центре припарковать
машину.
Еще одними, не очень оригинальными, но весьма успешными действиями для меня являются – постоянное обучение, чтение хороших книг и
общение с успешными людьми. Я стараюсь на это не просто выделять время, а
прямо планировать его в своем расписании. Ведь тело мы свое не забываем
подпитывать – да еще стараемся повкуснее, полезнее и питательнее. А вот про
разум иногда забываем, или пичкаем его второсортными «чипсами» - новостями из
интернета или телевидения, другим мусором из СМИ. А он не меньше тела нуждается в качественной
подпитке. Если при выборе книг можно воспользоваться рекомендациями друзей, при
выборе обучения – отзывами тех, кто уже его прошел, а вот как выбрать людей для
правильного, качественного общения? Для меня есть один хороший индикатор – у
них тоже есть цель в жизни, поэтому они относятся ко времени очень бережливо – и вряд ли потратят его на
пустую болтовню. Ну и чаще всего, они тоже любят учиться и читать… А еще – у
них позитивный настрой в жизни. Как-то не хочется тратить время на нытиков.
Наверное, я и остальными инструментами повышения собственной
эффективности как-то пользуюсь, но раз они мне сразу не пришли в голову, то
скорее всего не так часто и успешно!
Больших вам целей и
эффективности в их достижении!
Спасибо за полезную статью!
ОтветитьУдалитьВдохновляет и заставляет двигаться к цели быстрее и экономнее, не растрачивая время на пустое.