вторник, 24 июня 2014 г.

Внутренний туризм: есть ответы!


Для начала – что такое внутренний туризм и какие его виды бывают. Внутренний туризм – это путешествия граждан страны внутри своей страны. Это экскурсии, туры выходного дня, пляжный отдых, санаторно-курортное лечение, паломничества, экстремальный отдых, событийный – поездки на различные фестивали, концерты и т.д.

Развитию внутреннего туризма в Украине препятствует несколько факторов. Самым главным я бы назвала – несформированная культура путешествий по стране. Есть привычка отдыхать 1-2 раза в год, и то у очень маленького процента населения. Часто этот отдых является оздоровительным, по линии органов социальной защиты или профсоюзов.

Для сравнения в Европе, США очень развит внутренний туризм выходного дня. Миллионы семей выезжают в пятницу вечером с мест проживания и отправляются различными видами транспорта в интересные туристические места.


Например, каждая четвертая французская семья отправляется на выходные в путешествие, а это ни много, ни мало 250 миллионов поездок в год. По США цифра еще более впечатляющая  - почти 1 миллиард туристических поездок по стране в год, почти 85% из них – это американские семьи внутри страны.

Цифры по Украине назвать сложно, так как у нас отсутствует методика подсчета да и нацеленности на развитие именно этой индустрии слабая.

Почему поездки выходного дня наибольшим образом способствуют развитию внутреннего туризма? Идет переориентация семейных бюджетов – с торговых центров, кинотеатров, и других мест, где доля украинской составляющей  меньше в транспорт, общественное питание, услуги – где максимальная доля украинского труда, что естественно влияет на экономику. Также идет загрузка транспорта, объектов поселения, наполняются места проведения различных мероприятий, музеи. Очень важно, что идет перетекание средств из больших городов, областных центров, столицы в маленькие и очень маленькие населенные пункты.

Также не способствуют развитию внутреннего туризма такие факторы как плохие дороги, дорогой бензин, отсутствие туристических указателей, достойных мест размещения в большинстве населенных пунктов. Да и просто элементарные вещи – наши ужасные придорожные туалеты, неработающие по выходным музеи (или работающие до 16-00), а также отсутствие единого достоверного источника обо всех туристических возможностях Украины – информацию приходится выцарапывать по крупицам и дважды перепроверять.

Вполне возможно, что 2014 год станет поворотным моментом в этой ситуации. Резкое падение платежеспособности населения, рост патриотических настроений, «закрытый Крым» и ряд других факторов способствуют тому, что украинцы все больше интересуются, где отдохнуть внутри страны. Если государство и игроки рынка используют ситуацию, то смогут отсчитывать новый период развития внутреннего туризма именно с этого года.

Был небольшой всплеск активности субъектов рынка внутреннего туризма перед ЕВРО 2012 – созданы десятки, если не сотни сайтов «об Украине», организовывались маршруты, построены гостиницы. Но мало кто сумел закрепить позиции и конвертировать эти проекты в долгоиграющий бизнес. Почти все наткнулись на слабый спрос и отсутствие финансирования. Тем не менее есть немало компаний, которые предлагают достойный уровень услуг нашим гражданам – это и экскурсии по Киеву, и групповые туры по Украине, и различные базы отдыха, СПА центры, спортивно-развлекательные объекты, организаторы фестивалей и других мероприятий, привлекающих множество туристов.

Быстро сориентироваться и предложить достойную замену Крыму в этом году предприниматели просто не успели. Сначала следили за событиями в стране, потом до конца верили, что Крым никуда не денется, потом уже наступило лето. На удивление быстро сориентировалось Министерство Туризма Болгарии. Ими можно только восхищаться. События в Крыму еще только разворачивались, а они уже представили на туристической выставке один из самых больших павильонов с презентацией туристических возможностей страны. Потом запустили большую рекламную кампанию, начали активно принимать детей с Юго-Востока Украины, снизили цены для украинцев. Я уверена, что поток в эту страну из Украины вырастет значительно.

Пляжный отдых предлагают курорты Запорожья, Бердянска, Одессы, Николаева. Единственный явный недостаток этих курортов – это отсутствие скоординированных слаженных действий для продвижения своих возможностей по всей территории Украины. У отдельных отелей денег на это нет, а объединять ресурсы на общее благо украинцы только учатся. Ну а государству сейчас  не до этого.

Что касается других видов отдыха, не пляжно-оздоровительных, то такие возможности в Украине присутствуют, но назвать это массовым и организованным явлением нельзя. На новый уровень развития выходит событийный туризм – джазовые фестивали, концерты известных исполнителей, патриотические флеш-мобы, мастер-классы, автопробеги и т.д.
Стоимость путешествий внутри страны не самый главный, но и не последний фактор для принятия решений. Восстановить силы, набраться эмоций можно и за 150 и за 15000 грн в сутки. Стандартный тур выходного дня (2 дня и 1 ночь) я бы рассчитывала исходя из 500-600 грн на человека. В эту цифру включен «базовый пакет» - доехать, поселиться, покушать, развлечься. У наших сограждан есть определенный шаблон, что украинский отдых низкого качества. Конечно, санатории и пансионаты, доставшиеся нам в наследство от СССР не могут развенчать эти убеждения. Но за последние годы появилось большое количество интересных объектов поистине мирового уровня – и в Одессе, и в Карпатах, и под Киевом.

Следующий момент – это ожидания туристов. Владельцы туристических объектов с целью привлечь к себе как можно больше клиентов намеренно завышают их ожидания, обещая то, что априори не могут предоставить и получают обратный эффект – рост негативных отзывов, отток туристов. Правильно показывать свой продукт им еще нужно учиться.

Например, такая экзотическая страна как Шри-Ланка – в которой на заре развития въездного туризма не было нормальных гостиниц, на севере страны шла более 30 лет война, дороги были ужасного качества сделала акцент на совсем других вещах, оставив всю инфраструктуру «за скобками» - это были природа, слоны, яркие краски нарядов, экзотические обряды и кухня, яркие фестивали и многое другое. Постепенно построили и гостиницы, и дороги. Главное, что для туристов эта страна стала очень привлекательной вопреки всем скептикам – материалистам.
Если индустрия станет работать над правильным отношением украинцев к своему отдыху внутри страны, над формированием правильной культуры, то результат всегда будет превосходить ожидания. Сейчас нам нужно ставить акцент на истории, легендах, культуре, природе, разноообразии традиций и уклада, на укреплении семейных ценностей, на эмоциональных моментах, познании своей страны и открытии себя через это познание.

Наша страна как картина импрессиониста – каждый может внести свою лепту в ее создание и понимание, каждый может увидеть что-то свое.

Если Париж или Рим – уже больше похоже на иллюстрацию, все завершено, закончено без нас – стой, любуйся, руками не трогай. То Украина – не то, чтобы чистый холст, нет. Это мастерская для творческих людей, где разрешено практически все, нет ограничений по школам и течениям, по технологии и подходам. Просто твори.

Что касается цен на выездной туризм, то такие моменты как девальвация гривны и сокращение полетных программ не могли не сказаться на стоимости в пользу их повышения. Однако приятна поддержка таких стран как Болгария, Греция, Турция, которые специально, чтобы поддержать наш рынок ввели огромное количество акций – бесплатные туры для детей, бесплатные ночи, скидки на длительное проживание. Выгодно этим летом лететь в экзотические страны – наличие хорошей полетной программы и ценовая политика могут приятно удивить украинцев. 

Важно помнить, что нашей стране в такое сложное время нужны очень эффективные и продуктивные граждане. Без полноценного отдыха быть активным участником построения новой страны невозможно.


Алексеева Юлия
Председатель Общественной Организации «Открой Украину»
Кандидат наук государственного управления

Эксперт по туризму

Комментариев нет:

Отправить комментарий