Индустрии выездного туризма грозит сокращение до 50%.
Количество специалистов в выездном туризме в ближайшие 3-5
лет может сократиться почти в 2 раза.
Причинами этого являются объективные процессы, которые
прямо сейчас происходят вокруг нас.
Причина №1. Укрупнение игроков на
рынке. Слияние туроператоров, развитие ними своих дилерских сетей, укрупнения
франчайзинговых сетей, появление новых форм объединений агентов – все это мы
наблюдаем регулярно последние годы. Этот процесс будет еще более динамичным.
Для него есть все предпосылки и опыт России, Европы и США также свидетельствует,
что игроки на рынке будут наращивать мощности за счет укрупнения и объединения.
Как правило, крупный игрок может увеличивать свою
эффективность, отдавать часть бизнес-процессов на аутсорсинг, автоматизировать
процессы. То есть – он фактически нуждается в меньшем количестве персонала для
выполнения большего объема работ.
Компании, которые не обладают уникальной стратегией,
продуктом и достаточными ресурсами и при этом не имеют желанию вступать в сеть
станут постепенно неконкурентоспособными. А для начала – просто «незаметными»
на рынке. Их «потуги» в рекламе забьет мощный поток информационных сообщений
крупных игроков. Это подтолкнет их сначала к сокращению персонала, потом к
уходу с рынка.
Причина №2. Интернет и самостоятельные
путешественники. Эти 2 понятия взаимосвязаны. Сначала появились самостоятельные
путешественники. Потом им на помощь пришли интернет-ресурсы. Они становятся все
удобнее, понятнее и надежнее. И клиент, склонный к самостоятельности и экономии,
постепенно уходит от традиционных агентств. Тем самым оставляя часть
сотрудников турфирм без работы. Этот
процесс будет углубляться и с развитием ресурсов, расширением мощностей
интернет, увеличением количества кредитных карт у населения, приходом во
взрослую жизнь поколения, выросшего не на личном общении, а в гаджетах и сети.
Если раньше классическое турагентство было заодно местом пообщаться, а
менеджеры ассоциировали себя практически
с психологами, то новое поколение ограничивает свое живое общение и
предпочитает задавать вопросы сообществу или роботу, а не конкретному человеку.
Причина №3. Падение покупательской
способности населения Украины. Тенденции последних лет, как бы бодро не
рапортовали чиновники, говорят о том, что лучше жить становится только узкой
прослойке граждан Украины. Почти 80% своего дохода население Украины тратит на
еду, жилье и коммунальные услуги. И если значительного роста экономики не
будет, то население будет в последнюю очередь тратится на путешествия. Туризм -
это не товар/услуга первой необходимости. Сначала будут ездить реже, потом,
дешевле, потом по Украине, потом виртуально перед экраном монитора…
Это будет также вызывать отток клиентов у турфирм, а за
оставшихся платежеспособных будет еще более яростное сражение крупных игроков.
В том числе и на ценовом поле.
Итак, как предрекают аналитики, каждый второй специалист должен
будет уйти с рынка. Процесс ухода будет выглядеть так. Сначала – переход в
другую компанию, в которой платят больше. Если «здесь» нет клиентов, то там-то
они есть? Но беда в том, что другая компания, перекупая менеджера надеется, что
он придет со своими клиентами и спасет ситуацию. А он приходит практически
один. И хочет обслуживать клиентов компании, которая, раз готова платить
больше, значит и с клиентами у нее все в порядке… После двух-трех перемен мест,
приходит умное решение (все чаще слышу его с разных сторон) – «туризм себя
изжил», или «я здесь знаю все – пойду осваивать новые отрасли» или еще как-то.
Вот так фигура уходит с шахматной доски.
По идее, должны остаться те, кто лучше приспосабливается к
изменяющимся условиям. Об это еще дедушка Дарвин писал.
Чтобы к ним приспосабливаться – нужно двигаться быстро,
принимать решения быстро, иметь команду, в которой нет сопротивления
изменениям, постоянно наблюдать за процессами, происходящими вокруг.
Ну, и конечно, иметь свою стратегию развития и повышения
своего профессионализма.
Какую стратегию выбрать именно вашей компании? Кто такой
профессионал и какими инструментами он пользуется ежедневно? Как определить
уровень профессионализма и ценность его действий и результатов для клиента и
компании?
Ответы
на эти вопросы я попыталась изложить в своей книге «Роскошный сервис в туризме. Настольная книга менеджера по работе с VIP клиентами”.
Эта книга одна из первых попыток
создать стандарты работы специалистов в компаниях, занимающихся выездным
туризмом. Единственная в своем роде на территории СНГ. Я постаралась включить в
нее минимум “воды” – максимум практики от практика. Извините за тавтологию J
Будьте успешны! Туризм стоит того!
Пишите, задавайте вопросы zabugor@zabugor.com.ua
Алексеева Юлия
Управляющий партнер ZABUGOR.COM
Комментариев нет:
Отправить комментарий